Кнут и пряник
Когда заходит речь о мотивации, то в голову сразу приходит идея «кнута и пряника». Этот метод широко известен и применяется просто повсеместно. Сотрудникам обещают премии за хорошую работу; «зайцев» штрафуют в общественном транспорте; торговые сети дарят скидки лояльным покупателям; активисты движения «СтопХам» наклеивают плакаты на лобовое стекло плохо припаркованных автомобилей; одни родители обещают купить мороженое (или айфон) за чистоту в комнате; а другие, наоборот, берутся за ремень или запрещают смотреть мультики за разрисованные обои. Не будет преувеличением сказать, что и основная функция оценки в школе сегодня – это управление, стимулирование, тот самый кнут и пряник.
Мы используем этот инструмент постоянно. Но значит ли это, что он эффективен? Отнюдь. Во-первых, недостаток этого метода в том, что как только стимул исчезает, пропадает и эффект, который он вызывал. А во-вторых, гораздо более серьезная проблема в том, что метод поощрений и наказаний убивает внутреннюю мотивацию. Дэниел Пинк1 в своем бестселлере «Драйв. Что на самом деле нас мотивирует» пишет: «Попробуйте поощрять занятия ребенка математикой, платя ему за каждую страницу решенных задач из сборника упражнений, и он почти наверняка на какое-то время станет более прилежным учеником, но потеряет интерес к математике на всю оставшуюся жизнь».
Более того, в информационную эпоху главные задачи – это задачи творческие. И, как это ни удивительно, внешний стимул в такого рода задачах только ухудшает результаты! Этот факт был убедительно доказан американским психологом Сэмом Глаксбергом. Студентов-добровольцев он разделил на 2 группы. Обеим группам он дал задачу Дункера со свечой, решить которую можно только преодолев стереотипы мышления и используя творческий подход.
Суть задачи Дункера заключается в следующем: человеку предлагают 3 предмета – свечу, спички и коробку кнопок и ставят условие – прикрепить свечу на стену так, чтобы воск не капал не стол. Прикрепить свечку собственным воском или кнопками к стене не получится. Для того, чтобы найти верное решение нужно преодолеть функциональную фиксацию и догадаться использовать коробку отдельно от кнопок как подставку для свечи.
Первой группе студентов он сказал, что продемонстрированное ими время решения этой задачи будет использоваться в качестве нормы для людей с подобным уровнем интеллекта. А второй группе пообещал материальное вознаграждение – 20 долларов победителю, решившему проблему быстрее всех, и по 5 долларов тем, чьи показатели будут в числе четверти лучших показателей. Он засек время. И что он обнаружил? Что второй группе, которой он пообещал деньги в качестве вознаграждения, потребовалось на 3,5 минуты больше для решения этой задачи. Он был так удивлен полученными результатами, что многократно повторял свой эксперимент в разных группах. Результат был всегда один и тот же.
Тогда Глаксберг модифицировал исходную задачу Дункера со свечой: он высыпал кнопки из коробки, тем самым превратив задачу из творческой в механическую.
Тогда Глаксберг модифицировал исходную задачу Дункера со свечой: он высыпал кнопки из коробки, тем самым превратив задачу из творческой в механическую.
Теперь денежный стимул сыграл положительную роль. В таком варианте эксперимента вторая группа здорово опережала первую.
И он был вынужден сделать следующий вывод – условные стимулы «сделаешь это – получишь то» часто не срабатывают или вообще вредят, если речь идет о творческих задачах.
Эти эксперименты впоследствии воспроизводились много раз. И обобщенные результаты неизменно подтверждали первоначальные вывода Глаксберга – если в задании требовались только механические усилия, то материальные стимулы давали ожидаемый результат: чем выше была обещанная сумма, тем лучших результатов достигали студенты. Но как только задание предполагало наличие самых элементарных умственных усилий, более крупная премия вела к понижению продуктивности.
В этой статье мы рассмотрим другие приемы мотивации, которые, в первую очередь характеризуются появлением внутреннего желания что-то делать, а не погоней за поощрением или стремлением избежать наказания.
Дарите смысл
Бессмысленная деятельность крайне демотивирует. Не зря мы все понимаем, что боги придумали действительно жестокое наказание для Сизифа. Для сравнения представьте, что боги разрешили закатывать всё тот же валун не на одну и ту же гору, а катать по холмам – это уже имело бы в себе хоть толику смысла – ощущение прогресса, и психологически Сизифу было бы гораздо легче.
В исследовании, проведенном в Гарвардском университете, Дэн Ариэли2 попросил участников двух групп собрать персонажей из серии Лего Бионикл. В обеих группах, участникам платили меньшую сумму за каждого последующего Бионикла: 3 доллара за первого, 2.7 доллара за следующего и так далее. Разница была лишь в том, что собранных участниками первой группы роботов ставили под стол, чтобы разобрать их в конце эксперимента (об этом было сказано), а Биониклов второй группы разбирали сразу, как только они были собраны, на глазах у создателей.
Результаты:Первая группа собрала 11 Биониклов, в среднем, в то время как вторая группа сделала только семь, прежде чем они бросили.
Какой вывод мы можем сделать? Даже небольшой смысл (наблюдение результатов своего труда) значительно улучшает производительность.
Одно время я работала репетитором по математике. На первом занятии я всегда задавала такой вопрос своему ученику: «а зачем заниматься математикой». Моих учеников (4-7 класс) он всегда ставил в ступор. Они не могли привести никаких причин (кроме, пожалуй, «считать в магазине», но тут они быстро соглашались с моими контраргументами) и даже начинали робко улыбаться: «а, может, и правда не надо и разойдемся по-хорошему?». Ну и какого усердия мы можем ожидать от людей, которые абсолютно не представляют, зачем они занимаются тем, чем занимаются?
К сожалению, людям часто не хватает осознанности и мотивации для того, чтобы делать вещи, которые они сами же считают правильными. Например, выбрасывать окурки в мусорку, а не на землю. Администрация Лондона придумала, как это исправить. Во время проведения социальной акции, лондонцы не просто выбрасывали окурки, а голосовали с их помощью. Например, за то, кто же является лучшим футболистом в мире: Роналду или Месси. Люди получили дополнительный смысл и развлечение, а город – чистые улицы.
А давайте теперь вспомним ситуацию с письменными работами, которые делают школьники и студенты. Конечно, то, что учителя их собирают и даже выставляют по итогам оценки гораздо лучше, чем если бы они сразу отправляли эти работы в шредер, но все равно этого недостаточно. Многие студенты пишут свои дипломные работы лишь бы как именно потому, что это работа видится им бессмысленной – «сдать и забыть», а в крайнем случае – «его ведь даже никто не прочитает». Как можно исправить ситуацию? Анатолий Гин3 в своей книге «Приёмы педагогической техники» предлагает прием «Творчество работает на будущее». Суть приема в том, что ученики выполняют творческое домашнее задание по разработке дидактических материалов, которые учитель использует потом в работе с другими учениками. Такими материалами могут быть сборники задач, рассказы, кроссворды и многие другие.
Дарите людям смысл, и они ответят вам желанием работать.
А вам слабо?
Человек – социальное животное и ему важно то, что о нем думают другие. И если кто-то вдруг сомневается в наших силах, то нам очень хочется доказать обратное. Даже если действия, которые нужно для этого сделать, и не в наших интересах. В народе этот приём называется «взять на слабо». К сожалению, его часто используют разного рода мошенники и манипуляторы. Но хорошая новость в том, что он не менее эффективно работает и для благих целей.
Аяна училась в математическом классе. Учитель по математике на каждом уроке давал дополнительное домашнее задание – 20 номеров по текущей теме из задачника Сканави4. Ученики, которые решали все эти дополнительные 20 задач, получали 5. Аяна этого не делала – ей было скучно решать 20 одинаковых заданий. И вот однажды учитель заявил, что ей просто слабо их решить. Аяна не могла не обратить на это внимания, вопрос гордости. Она потратила 4 часа, но на следующий день принесла ему 80 решенных тригонометрических уравнений. Учитель сам не ожидал такого эффекта.
В интернете часто можно встретить заголовки «Эту задачу могут решить только 5% людей!», «Загадка для гениев», «Спорим, не решишь?» и так далее. И сразу же очень хочется пойти попробовать и узнать, входишь ли ты в избранные 5%.
Отличница Ира училась в 11-м классе при педагогическом университете. Это давало ей возможность не сдавать выпускные экзамены в школе: вступительные экзамены, которые учащиеся этой школы сдавали приемной комиссии вуза, засчитывались сразу и как выпускные. И вот однажды накануне экзаменов, ее вызвал к себе директор школы и сказал: «Выбирай: медаль или вступительные в ВУЗ». «Почему выбирать?» – удивилась Ира. «Ну ты же на отлично вступительные не сдашь. А на медаль – внутренние, мы “поможем”», – сообщил директор своё видение ситуации. Иру такая оценка очень задела! Это ей будут помогать?! «Буду сдавать вступительные», – твердо сказала она. После такого разговора Ира просто из чувства самоуважения не могла уже позволить себе получить оценку ниже 5 на экзаменах. И справилась – сдала все профильные предметы на отлично, получила медаль и поступила в университет.
Справедливости ради отметим, что Ира и до разговора с директором планировала сдать всё на 5, но этот диалог выступил дополнительным стимулом.
Справедливости ради отметим, что Ира и до разговора с директором планировала сдать всё на 5, но этот диалог выступил дополнительным стимулом.
Конечно, слишком часто использовать этот приём не получится, но иногда он может давать отличные результаты!
От противного
Часто мы отказываемся что-то делать не потому, что нам это сложно или неприятно, а лишь по той причине, что нас заставляют это делать. Люди не любят давление и всячески сопротивляются ему, саботируют требования диктатора.
Иногда, чтобы добиться желаемого, нужно «отпустить поводок». А в запущенных случаях даже потянуть в противоположную сторону.
Александр Нилл5 в своей книге «Саммерхилл — воспитание свободой» рассказывает такой случай.
У нас в Саммерхилле редко случается, чтобы девочка не умывалась. Однажды была у нас одна такая — из семьи, где бабушка была помешана на чистоте и, по-видимому, умывала Милдред по десять раз в день. Домоправительница ее группы пришла ко мне однажды и сказала:
— Милдред не умывается уже неделю, она не хочет принимать ванну и уже начинает пахнуть. Что мне делать?
— Пришли ее ко мне, — сказал я.
Милдред скоро пришла. Ее руки и лицо были очень грязными.
— Послушай, — сказал я строго, — так не пойдет.
— Но я не хочу умываться, — запротестовала она.
— Заткнись, — сказал я, — кто здесь говорит об умывании? Посмотри в зеркало.
Она посмотрела.
— Ну, и как тебе твое лицо?
— Не такое уж чистое, правда? — спросила она с усмешкой.
— Оно слишком чистое, — сказал я. — Я не потерплю в этой школе девочек с такими чистыми лицами. А теперь убирайся.
Она отправилась прямо к ящику с углем и натерла им лицо до черноты. Потом вернулась ко мне с торжествующим видом.
— Так годится? — спросила она.
Я исследовал ее лицо с должной тщательностью.
— Нет, — сказал я. — Вот на этой щеке еще осталось белое пятно.
В тот же вечер Милдред приняла ванну. Понятия не имею почему.
— Милдред не умывается уже неделю, она не хочет принимать ванну и уже начинает пахнуть. Что мне делать?
— Пришли ее ко мне, — сказал я.
Милдред скоро пришла. Ее руки и лицо были очень грязными.
— Послушай, — сказал я строго, — так не пойдет.
— Но я не хочу умываться, — запротестовала она.
— Заткнись, — сказал я, — кто здесь говорит об умывании? Посмотри в зеркало.
Она посмотрела.
— Ну, и как тебе твое лицо?
— Не такое уж чистое, правда? — спросила она с усмешкой.
— Оно слишком чистое, — сказал я. — Я не потерплю в этой школе девочек с такими чистыми лицами. А теперь убирайся.
Она отправилась прямо к ящику с углем и натерла им лицо до черноты. Потом вернулась ко мне с торжествующим видом.
— Так годится? — спросила она.
Я исследовал ее лицо с должной тщательностью.
— Нет, — сказал я. — Вот на этой щеке еще осталось белое пятно.
В тот же вечер Милдред приняла ванну. Понятия не имею почему.
Когда семилетний Давид отказывается читать, папа всячески поддерживает его. Говорит: «Конечно! Не нужно читать! Иди лучше на компьютере поиграй». И как бы невзначай добавляет: «Сейчас в мире очень нужны глупые люди, а как они иначе появятся-то?..». После этого Давид почему-то идет за книгой…
Отсутствие давления снимает необходимость в сопротивлении и открывает простор для самостоятельных выводов, желаний, действий.
Вся наша жизнь – игра
Учителя и родители часто причитают, что вот, ничего эти дети не хотят-не делают, им бы только в компьютерные игры играть. И, действительно, в компьютерные игры заложено много мощных мотиваторов. Это и понятная достижимая цель, и ощущение прогресса, и соревновательность, и преодоление трудностей, и эстетическое удовольствие и многое другое. И со всем этим сегодня приходится конкурировать школе и учителю. Конечно, задача стоит не в том, чтобы эффективно запретить играть в игры, а в том, как показать, что реальный мир интереснее.
Может ли быть образовательный процесс столь же увлекательным, как компьютерная игра?
Специалист по выходу из образовательной депрессии Александр Лобок6 утверждает, что да. Александр разработал сотни увлекательных, азартных игр, побочным эффектом которых является обучение чтению, письму, счету и др. Приведу пример одной из таких игр.
Возьмем типичную задачу: выучить стихотворение. Обычно это довольно унылое занятие, так как нужно много раз повторить одно и то же. Скучно. Вместо этого Александр предлагает играть в «литературное поле чудес». Ведущий (желательно, это ребенок) выписывает только первые буквы всех слов из стихотворения и знаки препинания, на месте всех остальных букв стоят черточки. Участники начинают угадывать, но не по буквам, а по словам. За угаданное слово начисляются баллы, идет соревнование. А теперь подумайте, сколько раз ведущий перечитает стихотворение, за время игры? А как с ним «сроднятся» участники? Когда все слова отгаданы, все вместе читают вслух получившееся стихотворение. А потом ведущий стирает (или закрашивает) какое-то слово. И нужно восстановить. А потом стирает текст по диагонали, а потом – целую строчку. И, о чудо, стихотворение-то уже выучено! Или другой вариант. Разрезать текст, который нужно запомнить на несколько кусочков и играть в паззл. Потом, в два раза больше кусочков и так далее.
Конечно, игры можно использовать не только при обучении, но и при решении других проблем.
Сергей никак не мог приучиться убирать свою одежду в шкаф. Он разбрасывал ее по всей комнате, где разделся, там одежда и лежит. На стульях нарастали целые горы одежды… Мама по-разному пыталась решить этот вопрос. И обсуждала, и напоминала, и поощряла-наказывала, и убирала сама (надеясь на теорию разбитых окон7). Ничего не давало долгосрочного эффекта. Однажды ей пришла в голову идея. Утром, когда Сергей ушел в школу, мама начала писать ему сказку о том, как на город напал «одёженный монстр» и только принц может спасти всех жителей от монстра. Сказочные события разворачивались в течение дня. Вечером «принц» с большим энтузиазмом все убрал, продолжая развивать сказку. Эта история имела долгосрочный эффект.
Чистить зубы скучно. И если взрослые еще могут себе объяснить, как это полезно и безропотно выполнять эту процедуру каждый день, то детям еще сложнее. Родители Ани придумали, как и эту рутину превратить в игру. Каждый раз, когда Аня начинала чистить зубы, они включали секундомер. Девочка на него не смотрела и ее цель была закончить чистку ровно через одну минуту. Это соревнование с временем приносило ей много радости.
И еще один пример из школы.
Анатолий Сторожев8 закреплял с второклассниками таблицу умножения играя в карты. Он сделал карточки: с одной стороны пример, с другой – ответ. А дальше быстро их показывал (любую из сторон), отдавая карточку тому, кто первый назовет ответ. На следующем круге ведущим становился тот, кто собрал больше карточек. Отдельно стоит отметить, что в таком формате стал победителем мальчик, который никогда прежде не был успешен в математике. Мальчишка был счастлив, целый день ходил с улыбкой на лице. Конечно, это отразилось на дальнейшем его интересе к предмету.
Игру можно придумать практически для любого процесса. И это сделает его более интересным и запоминающимся для всех участников, в том числе – для педагога. Не отказывайте себе в этом удовольствии.
Помоги другому
Желание помочь другому человеку является естественным для здорового (во всех смыслах) человека. Даже если за помощью не следует какой-то внешней благодарности, то мы все равно чувствуем себя лучше. Ведь понимаем, что сделали хорошее дело. Стремление кому-то помочь может быть сильным мотиватором.
После занятий с хорошим репетитором Алиса поняла, что учиться в школе не так трудно, если сразу понимать тему. И ей стало очень приятно помогать другим – одноклассники стали часто подходить к ней за объяснением, а не к учителю. Теперь Алиса намерено старалась понять тему как следует, чтобы потом другим помочь/дать списать/выручить/объяснить. И причем чаще всего дети просили именно объяснить, а не просто списать. Авторитет Алисы в классе рос, и что не менее важно, она чувствовала себя нужной.
Стандартный образовательный процесс в школе у Анатолия Сторожева выглядел так. Ученик осваивает тему на хорошем уровне, сдает зачет, а потом идет преподавать ее тем, кто еще ее не освоил. Конечно, детям это очень нравилось – это престижно и интересно! Кстати, дети иногда оказывались даже лучшими учителями, чем взрослые. Когда нужно было обучить конкретному умению, например, решать линейные уравнения, они всегда подходили к вопросу очень практично.
Сергей Ефремов9 приходя на урок к малышам часто что-нибудь «забывает», например, карандаш. Тогда Сергей просит учеников одолжить ему карандаш. И, конечно, все хотят помочь учителю. У кого он возьмет карандаш? Конечно, у самого маленького или неуверенного в себе. Это хороший способ поддержать ученика, повысить его авторитет.
Через тернии к звездам
Иногда взрослые в своем стремлении сделать так, чтобы дети ни в коем случае не перенапряглись, делают всё очень простым и доступным. А как следствие – скучным. Заметьте, кстати, что ни одна успешная компьютерная игра не является слишком простой. Человеку для поддержания интереса нужно преодолевать препятствия, преодолевать себя.
Маленькой Соне не нравилось читать. Она умела это делать, но интереса не было. Пока однажды она не нашла на чердаке старый сборник сказок Пушкина! Он был напечатан еще дореволюционным языком, с твердыми знаками на конце слов и «ять». Соне казалось, что она разгадывает зашифрованные письмена. И очень нравилось, что другие не могут так читать, а она – может.
Класс Анатолия Сторожева отрабатывал таблицу умножения. Каждый ученик получил листок с большим числом примеров для самостоятельного решения. Большинство учителей на этом бы решили, что их дело выполнено, можно подождать, пока дети справятся с заданием. Но Анатолий начал читать вслух «Конька-Горбунка». Детям это страшно понравилось! Да, было сложнее, до, в первый раз ошибок было больше, чем без сказки. Но дети так загорелись! И настойчиво требовали продолжения! В следующий раз, кстати, ошибок было уже гораздо меньше.
Однажды Марку Янковскому10 пришлось обучать английскому языку ученика, который делал неимоверное количество ошибок при письме. Никакие стандартные методы обучения не помогали, и Марк даже в отчаянии начал думать о том, чтобы отказаться от ученика, хотя он никогда так не поступает. Но в последний момент его осенило. Педагог дал ученику задание написать по памяти текст английского стихотворения размером А4, но задом наперед – от последней буквы до первой. Потом это стало стандартной учебной практикой. Ошибки ушли, а ребенок получал заметное удовольствие от процесса обучения.
Кстати, Мастер ТРИЗ Сергей Фаер рекомендует такой подход: «Если задача не решается – ее нужно усложнить!»
Я вижу!
Однажды, когда мне было около пяти лет, мы с мамой шли из поликлиники. И мама спросила у меня: «Интересно, а почему у всех врачей халаты белые? Так же пачкается быстрее! Вот были бы они какие-нибудь синие, можно было бы подольше носить…». Тогда меня этот вопрос поставил в тупик. Я и подумать не могла, что смысл был именно в том – чтобы было видно любую грязь!
Все мы люди и готовы прощать себя любимых, если что-то вдруг не так. Но вот если это «не так» видят другие, то становится очень некомфортно. Или даже не другие, а просто это видно, нельзя взять и притвориться для себя, что этого нет. И наоборот это работает не хуже. Нам нравится, когда другие видят наши успехи. А чем иначе объяснить такой успех соц. сетей? Кроме того, когда результат виден это как минимум означает то, что он есть. А это, как мы уже обсуждали, очень важно. По этой причине очень важно не забывать проводить рефлексию по итогам урока/недели/месяца. Иначе ребенку достаточно сложно осознать, а что же ему дало прошедшее обучение.
В классе у Светланы Гин11 на стене висела большая таблица. В строках были имена всех учеников, а в столбцах – учебные темы. Клеточку закрашивали тогда, когда ученик сдавал зачет по теме. По этой таблице сразу можно было понять прогресс каждого ученика и класса в целом. Детей это очень мотивировало – видно, где ты находишься относительно своих одноклассников, видно, что еще осталось, виден результат.
Обычно я составляю списки дел (на день, на неделю и тп). Конечно, основная цель в том, что это помогает организовать работу. Но как же приятно в конце дня видеть листочек, на котором все строчки вычеркнуты: день прошел не зря.
По рекомендации врача Лена старалась пить много воды, не меньше 8 стаканов в день. Но у нее это не очень получалась: то забудет, то не хочется, то еще что-нибудь. Да и пей-не пей эту воду – результата она никакого не ощущала, поэтому и отношение было соответствующее. Но все изменилось, когда она поставила на мобильный мотивирующее приложение. Теперь, каждый выпитый стакан поил не только ее, но и виртуальный цветочек. Цветочек рос и хорошел на глазах, каждый раз, когда Лена пила воду. А если не выполняла дневную норму… То он хмурился и чах. Такой наглядный результат стал мощной мотивацией. По этому же принципу работают фитнес-браслеты и другие приложения, помогающие нам заниматься спортом. Людям нравится видеть, сколько шагов они прошли за день, нравится видеть свой прогресс в спорте, нравится видеть количество сожженных калорий и тп. Ведь ощутить эти вещи самостоятельно довольно тяжело.
На одном заводе в цехах был полнейший беспорядок и грязь. Директор сделал фото с кучами мусора и в большом размере повесил возле проходной. Рабочим было неприятно. Но директор поставил условие: снять фото нельзя, но можно заменить на фото этого же места, но убранного. Так и произошло.
На одном заводе в цехах был полнейший беспорядок и грязь. Директор сделал фото с кучами мусора и в большом размере повесил возле проходной. Рабочим было неприятно. Но директор поставил условие: снять фото нельзя, но можно заменить на фото этого же места, но убранного. Так и произошло.
Другим способом
Всем нам надоедает однообразие. Становится скучно, не хочется ничего делать. Как быть в такой ситуации? Конечно же придумать, как делать то же самое, но другим способом.
Многие родители сталкиваются с проблемой беспорядка в детской комнате. В попытках ее решения в ход идут разные и не всегда самые гуманные методы. А дети не хотят наводить порядок, это скучно. В сотый раз раскладывать вещи по своим местам… Александр Лобок предлагает этого и не делать. Пусть порядок каждый день будет разным! Только представьте себе – 365 разных порядков за год! Представьте себе, насколько творческая эта задача! Принимаете вызов?
Когда ученица Сергея Ефремова не хотела читать, то он предлагал ей что-нибудь новое. Например, не читать, как девочка Ира, а почитать как медведь или мышка. Это было интересно! А получится ли у Иры переворачивать страницы учебника без рук?
Четырехлетняя Света устала гулять. Стала капризничать и просится к маме на ручки. А до выхода из парка еще далеко. Конечно, маме будет очень тяжело нести уже немаленькую дочку. Поэтому она предлагает игру. А давай мы с тобой будем не просто идти, а будем как великаны! Большими-большими шагами! Света с радостью включилась в игру, и сама без капризов дошла до дома. Конечно, великаны менялись со снежинками, снежинки с лилипутами и так далее.
Каждому своё
Почти любая современная компания указывает как свой плюс индивидуальный подход к клиенту. И, действительно, человеку конечно приятно, когда к нему обращаются по имени, когда делают предложение под его конкретный запрос и т.д. Этим, например, отличается ресторан от столовой, где всем раздали одно и то же и нравится-не нравится – ешь. Конечно, стимул возвращаться в ресторан гораздо больше. Ученики, безусловно, тоже замечают, волнует ли личность каждого из них учителя, или ему вообще без разницы, что они из себя представляют, главное программу выполнить. Учителю, который относится с вниманием к интересам и чувствам своих учеников, они ответят благодарностью и желанием учиться.
Сергей Курганов12 в своей экспериментальной НЕ-ШКОЛЕ практически полностью отказался от цифровых отметок, они остались только для орфографических и математических умений. Все остальные виды учебных работ оценивались только качественно в виде развернутых письменных рецензий педагога, предполагающих письменное обсуждение в тетрадях детей. Ученики с большой охотой выполняли домашние задания, ожидая письменных рецензий, часто содержащих интересные картинки, шуточные и серьезные схемы и пр.
Саша — ученик нового 8-го класса Анатолия Гина. Саша производит впечатление «непроходимого» тупицы. На контрольной работе учитель дал ему несколько вопросов и учебник — найди ответы и спиши. Не справился — не нашел нужную тему. Через некоторое время Анатолий с удивлением узнал, что Саша считается «специалистом по мопедам», может разобрать и отремонтировать мотор. Не похоже на тупицу, правда? Учитель вникает в суть, разбирается, дружит с Сашей. Оказывается, все дело в полном отсутствии мотивации. Анатолий придумал, как это исправить. В то время было практически невозможно найти интересную информацию на автомобильную тематику. А у Анатолия дома был архив журнала «Наука и жизнь», в котором велась подходящая колонка. Учитель начал вырезать интересные заметки об автомобилях, мотоциклах, троллейбусах и приносить их Саше. Подросток был действительно благодарен своему учителю и начал с большим уважением относится и к предмету. Закончил год на «четыре».
Хочу продолжения!
Конечно, лучшая мотивация – это непосредственный интерес к делу. Но интерес редко возникает сам к чему-то непонятному, да еще и предложенному со стороны. «Вот, дети, тема “дрейф материков”. Она безумно интересна!». Так не работает. Сначала темой нужно зацепить, а потом уже ее изучать.
Анатолий Гин рекомендует начинать урок с открытой задачи13 или открытого вопроса по теме урока. Открытая задача – это всегда загадка, вызов. Решать ее азартно и весело. А заодно у учеников появляются вопросы по соответствующей теме, на которые учитель может потом отвечать в течение урока. Например, урок по закону Архимеда можно начать с вопроса «Почему тяжелые железные корабли не тонут в воде?». Хорошо, если этот вопрос будет сопровождаться экспериментом, в котором учитель наглядно продемонстрирует, как железный шарик ушел под воду.
Я довольно долго была нечитающим ребенком в очень читающей семье. То есть читать я, конечно, умела, но это занятие меня совершенно не интересовало. Интересные (по словам родителей) и красивые книги меня не привлекали. Но моя мама смогла меня посадить «на крючок». Однажды она предложила мне вместе по вечерам укладывать спать моего младшего брата. И, конечно, ему нужно было читать на ночь. Мама взяла повесть Владислава Крапивина «Болтик». Так, на протяжении многих вечеров она читала, а я сидела рядом и слушала. А потом вдруг у нее стало не хватать на это времени. Но мне-то было уже очень интересно, что будет с героями дальше! Пришлось дочитать самой. А за этой книгой пошли и другие.
Этот же принцип заложен и в компьютерную тест-энциклопедию «Неужели это так!». Вопросы и ответы в этой программе подобраны так, чтобы вы не удержались и воскликнули: «Не может быть!». И в этот момент вовлеченности программа предлагает расширенную справку, в которой есть открытые вопросы, точки роста, дополнительные знания. Именно тогда, когда хочется узнать о вопросе побольше.
Вкус победы
Никто не любит провалы. Если что-то долго не получается, то даже пропадает желание пробовать еще раз. Опять придется чувствовать себя неудачником, так лучше уж сразу ничего не делать. А вот если получается – то это совсем другое дело. Хочется повторять еще и еще. Чувство «Я могу!» сродни эйфории. Конечно, если есть надежда снова его испытать, то ради этого можно и потрудиться.
В Израиле многие проверочные тесты создаются индивидуально для каждого ученика. Они подбираются таким образом, чтобы ученик был успешен, получил результат около 90%. Дети очень радуются, что у них все получается и хотят продолжать учебу дальше.
В 9-м классе заядлого троечника Толю перевели в другой класс. Новый учитель, не зная о репутации Толи, поставил ему 5 за списанную лабораторную работу. Мальчику так понравилось видеть это непривычную оценку в своей тетради, что этот год он закончил с пятёркой.
В 7-м классе я победила на областной олимпиаде по математике, вышла на республику. Это дало очень мощный толчок к последующим занятиям математикой и выбору специальности. По двум причинам, во-первых – успех окрыляет, а во-вторых я попала в соответствующее окружение ребят, которые были на голову выше тех, с кем я общалась в школе.
Рита Пирсон14 работала в классе с отстающими детьми. Однажды она дала контрольную работу из 20 вопросов. На 18 из них один мальчик ответил неправильно. Рита поставила ему «+2» и улыбающийся смайлик. Он спросил: «Мисс Пирсон, это F15?». Она ответила: «Да». Ученик удивился: «А зачем тогда вы нарисовали смайлик?!». Рита сказала: «Да потому, что ты молодец! У тебя два верных ответа, а могло быть ни одного. После работы над ошибками, разве ты не покажешь результат лучше?». Он ответил: «Да, покажу!». Минус восемнадцать лишают вас надежды на будущее, а плюс два говорят, что все не так уж и плохо.
Резюме
В этой статье мы рассмотрели разные приёмы включения внутренней мотивации, то есть такой, которая помещает фокус интереса в саму деятельность, а не за ее пределы. Конечно, не все эти приемы подойдут в конкретном вашем случае. Используя описанные приемы как опору, вы сможете сделать следующий шаг – пробовать, искать, придумывать свои приемы. И чем более творчески вы подойдете к этой задаче, тем интереснее вам будет работать.
Если у вас есть свои находки, интересные случаи из практики – пишите нам. Мы включим их в будущую книгу с указанием вашего авторства.
Творческая работа мотивирует!
1. Дэниел Пинк (Dan Pink) – автор четырех международных бестселлеров, переведенных на 32 языка. В 2011 году вошел в рейтинг 50 лучших бизнес-аналитиков мира.
2. Дэн Ариели (Dan Ariely) является одним из ведущих специалистов в мире в области поведенческой экономики, автор мирового бестселлера «Предсказуемая Иррациональность» и других книг.
3. Анатолий Гин – Мастер ТРИЗ, основатель международной ассоциации «Образование для Новой Эры», автор 15 книг.
4. Марк Иванович Сканави — советский математик, редактор популярных сборников задач по математике.
5. Нилл Александр Сазерленд (Neill Alexander Sutherland, 1883-1973) – шотландский либертарный педагог, новатор в области образования, автор книг о воспитании детей, основатель школы Саммерхилл.
6. Александр Лобок – кандидат философских наук, доктор психологических наук, автор книг.
7. Теория разбитых окон – теория о том, что само по себе наличие беспорядка провоцирует людей на несоблюдение различных норм. Подробнее тут: https://www.adme.ru/svoboda-psihologiya/teoriya-razbityh-okon-620055/8. Анатолий Сторожев – педагог-новатор, Руководитель Лаборатории целостного образования, автор книг.
9. Сергей Ефремов – ТРИЗ-педагог, автор методик.
10. Марк Янковский – педагог-новатор.
11. Светлана Гин – ТРИЗ-педагог, кандидат педагогических наук, автор книг.
12. Сергей Курганов – педагог-исследователь, один из создателей Школы Диалога Культур, автор книги «Ребёнок и взрослый в учебном диалоге».
13. Открытая задача – это исследовательская или изобретательская задача, подразумевающая допустимость нескольких решений. Подробнее об открытых задачах тут: https://trizway.com/art/opentask/36.html
14. Рита Пирсон (Rita Pierson) – американский педагог с 40-летним стажем, спикер на TED Talks.
15. F – худшая оценка в американской системе оценивания, аналог российской двойки.
2. Дэн Ариели (Dan Ariely) является одним из ведущих специалистов в мире в области поведенческой экономики, автор мирового бестселлера «Предсказуемая Иррациональность» и других книг.
3. Анатолий Гин – Мастер ТРИЗ, основатель международной ассоциации «Образование для Новой Эры», автор 15 книг.
4. Марк Иванович Сканави — советский математик, редактор популярных сборников задач по математике.
5. Нилл Александр Сазерленд (Neill Alexander Sutherland, 1883-1973) – шотландский либертарный педагог, новатор в области образования, автор книг о воспитании детей, основатель школы Саммерхилл.
6. Александр Лобок – кандидат философских наук, доктор психологических наук, автор книг.
7. Теория разбитых окон – теория о том, что само по себе наличие беспорядка провоцирует людей на несоблюдение различных норм. Подробнее тут: https://www.adme.ru/svoboda-psihologiya/teoriya-razbityh-okon-620055/8. Анатолий Сторожев – педагог-новатор, Руководитель Лаборатории целостного образования, автор книг.
9. Сергей Ефремов – ТРИЗ-педагог, автор методик.
10. Марк Янковский – педагог-новатор.
11. Светлана Гин – ТРИЗ-педагог, кандидат педагогических наук, автор книг.
12. Сергей Курганов – педагог-исследователь, один из создателей Школы Диалога Культур, автор книги «Ребёнок и взрослый в учебном диалоге».
13. Открытая задача – это исследовательская или изобретательская задача, подразумевающая допустимость нескольких решений. Подробнее об открытых задачах тут: https://trizway.com/art/opentask/36.html
14. Рита Пирсон (Rita Pierson) – американский педагог с 40-летним стажем, спикер на TED Talks.
15. F – худшая оценка в американской системе оценивания, аналог российской двойки.
Ждем ваших писем по адресу evgenia@trizway.com
Source: https://trizway.com/art/pedtehnika/prijomy-vklyucheniya-motivatsii.html
Source: https://trizway.com/art/pedtehnika/prijomy-vklyucheniya-motivatsii.html