Истории простых вещей

четверг, 17 мая 2018 г.

НАШЛА ЗДЕСЬ
Для чего? Для понимания мира и людей с которыми объщаюсь. И еще, рассказать и показать другим. Почему? Потому, что не умеем завязывать шнурки, но зато знаем что такое синхрофазотрон))))) Шучу))))

Ирина Кулиш

У НАС НЕТ ВТОРОГО ШАНСА, ЧТОБЫ ПРОИЗВЕСТИ ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ.
Первая встреча с Ритой меня впечатлила. Открываю дверь - «влетает» лучезарно улыбающаяся девочка. Пробежав мимо меня и не поворачиваясь при этом в мою сторону, куда-то в пустоту, чрезмерно бодрым голосом она произносит на одном дыхании : "Привет! Меня зовут Риточка! Ты знаешь, почему я к тебе так стремительно зашла? Я с утра уже ждала встречу с тобой, никогда еще не была у психолога!" Останавливаю ее монолог, предлагаю несколько минут посидеть в кабинете без меня, отдышаться после столь "стремительного" подъёма, пока я поговорю с мамой.
У мамы запрос на помощь в понимании причины, по которой девочку в школе "травят". В классе, да и во дворе тоже, Рита отверженная. Сейчас на нервной почве у неё появился очень ярко выраженный тик. Невропатолог назначил лечение, отметив, что "без психолога не обойтись". Учится Рита в третьем классе, академических проблем нет, приветлива, эрудированна. На вопрос о том, догадывается ли мама, почему именно так складываются отношения Риты с детьми,получаю отрицательный ответ.
Поскольку был озвучен запрос только на помощь в выявлении причины неприязни со стороны детей, с девочкой можно было бы уже и не беседовать, так как за 1 минуту нашего «общения» информации для «выявления причины» я получила уже достаточно. Рита ведет себя явно не ТАК, как ведут себя ее сверстники:
1)нет чувства дистанции ( обращение на "ты");
2)не сформирован ритуал знакомства со взрослым человеком (сама представилась, не дожидаясь инициативы со стороны взрослого);
3) нет понимания специфичности знакомства в официальной обстановке, где представить себя: "Риточка" - вряд ли уместно ;
4) не следит за реакциями партнера по общению;
5) задает вопросы и не ждет на них ответа, то есть вопрос, который по форме обращен ко мне, по сути является риторическим;
6) в новой обстановке она не проявила характерную для детей ее возраста сдержанность, все эмоции "обнажены".
Если обобщить, то можно сказать так: ведет себя ребенок КАК БЫ нормально, но именно КАК БЫ, а по сути неадекватно. Все это уже можно обсудить с мамой, но в кабинете меня ждет Рита. Дополнительная информация для беседы с мамой не будет лишней.
Беседовать с Ритой О ЧЕМ- ТО очень легко: она открыта, доброжелательна, словоохотлива. Но беседовать с Ритой О ЧЕМ-ТО КОНКРЕТНОМ очень трудно. Она постоянно куда-то то "уплывает", то "улетает". В первом случае можно хотя бы понять ассоциативную связь между предметом разговора и вставной темой (говорим о любимых школьных предметах - и вдруг: "А вы знаете, что у нашего директора в кабинете есть глобус?") Во втором случае ассоциативная связь либо состоит не из 2, а из нескольких звеньев, либо имеет сугубо личностный характер и без понимания контекста не может быть расшифрована (беседуем о возможном переезде семьи на новую квартиру - и вдруг: “А вы знаете, какой размер обуви у моего дедушки?")
Эти "вдруг" возникающие мысли практически всегда начинаются со слов: "А вы знаете?” (при этом вместо местоимение «вы» часто используется «ты»). Пожалуй, это неслучайно: Рита для своего возраста ЗНАЕТ очень много, она просто коллекционер фактов, по телевизору смотрит только познавательные программы и мультфильм "Фиксики", художественную литературу не читает, фильмы ее не интересуют ,потому что "скучно и непонятно". Совершенно внезапно может вставить в диалог: "А вы знаете, что есть закон инерции? А вы знаете, что в кетчуп можно добавлять орехи? А вы знаете какие поделки можно сделать из спичек?”...
На тестовом рисунке семьи чего только Рита ни нарисовала: и все члены семьи, и соседка, и девочка с танцев, и "просто тетя", и деревья, и цветы, и грибы в корзинке, и кот, и зебра, и птицы, и автобус, и две машины, и самолет в небе, и солнце, и облака, и в самую последнюю очередь себя в виде летящего ангела ("я за всеми наблюдаю"). Так Рита видит мир.
С мамой мы долго беседуем о том, что Риту "травят", потому что она ДРУГАЯ. Она не лучше остальных 32 учащихся своего класса и не хуже, просто ДРУГАЯ, непонятная, а потому и не принятая. Дети видят, чувствуют ее инаковость - и отторгают.
В разговоре с мамой я не поддерживаю тему о том, что современным детям не хватает толерантности (хотя ее в самом деле не хватает! ) Нет у меня желания ставить акцент в разговоре и на то, что редко какой учитель может преподнести инаковость ребенка не как изъян, а как изюминку. Да, общество, конечно, должно измениться, но если мы решим дождаться, пока мир изменится, или даже не пассивно ждать, а прикладывать активные усилия, но при этом Рита будет оставаться прежней, боюсь, у девочки закончатся силы для противостояния с классом. Поэтому темы "Какие жестокие сейчас дети" и "Какие безразличные сейчас учителя" мы вообще оставим за пределами нашей беседы.
В центре нашего внимания те особенности Риты, которые «сигналят» окружающим, что она не такая, другая, непонятная. Мы обсуждаем те «послания», которые содержатся в подтексте ее слов и скрываются в ее поступках.
Школу, безусловно, надо менять, но, чтобы в новой школе не повторилась сегодняшняя история, самой Рите надо тоже меняться. Речь идет не о "выворачивании наизнанку", не надо пытаться перекрасить ее в среднестатистические тона, но и умиляться некоторыми ее "изюминками" тоже не надо. Впереди целая программа действий (коррекционная работа по формированию коммуникативных навыков, по развитию самоконтроля, умения рефлексировать, анализировать и оценивать события, по мотивации полноценного общения, а не просто обмена информацией и т.д).
На сегодняшний день небольшую часть этого долгого пути мы уже прошли: что-то осваивали на индивидуальных занятиях, а что-то на групповых, которые Рита просто обожает. Ее ярко выраженная демонстративность, желание без конца говорить, импульсивность обрели границы, и Рита сама старается контролировать их «нерушимость».
P.S. С самого первого нашего занятия Рита ведет дневник. Поначалу в записях были только факты- сухие, безликие, неинтересные. В последних - все чаще можно прочитать "мне было скучно,...я была рада,...я обиделась,..я злилась,..я успокоилась". В последних записях Рита уже не пишет: "я позавтракала,...я сходила в магазин, ..я смотрела телевизор", она поняла, что сам факт завтрака или похода в магазин вряд ли может быть интересен, поэтому надо либо что- то интересное о завтраке или походе в магазин рассказать, либо не писать о нем вообще.
На первых групповых занятиях никого, кроме себя, она вообще не замечала, без конца старалась себя продемонстрировать, сейчас ее можно назвать душой группы.
Рита (уже немного другая Рита!) начала общение с дворовыми ребятами с чистого листа. В сентябре Рита пошла в другую школу, где никто не знал о том, как раньше складывались у неё отношения с одноклассниками.
У Риты был только один шанс, чтобы произвести первое впечатление, которое должно было стать ее «визитной карточкой». И она этот шанс использовала успешно. В новой школе Рита начала строить с ребятами новые отношения. Трудно? Очень! Но она очень старается, и многое у неё уже получается. 14 февраля она была просто счастлива: в рюкзаке лежало 9 валентинок. Ещё больше работы впереди.
«А ты знаешь, какой размер обуви у моего дедушки?"- таких вопросов сверстникам она уже не задаёт. Рита знает, о чем с ними можно поговорить!
Ирина Кулиш